Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Дидро
У многих творческих людей спрашивают "Как? Ну как вы так делаете?" На что они растерянно пожимая плечами отвечают -"Само так вышло". Откуда же берется это самое "само" и почему у одних оно получается а у других нет?

На мой взгляд тут все просто, "само" родом из детства. У разных людей разные увлечения и интересы, и соответственно уделяют они внимание тому, что приносит им больше удовольствия. По этому кто-то лепит, кто-то вышивает, кто-то пишет, а кто-то рисует. Иногда занимаются всем вместе, но все равно остаются какие-то не испробованные сферы деятельности. И со временем хочется влезть туда, куда раньше не лезли. Тут же встает логичный вопрос "Как?", и появляется совершенно непонятный ответ - "Само".

Что обычно подразумевают под словом "само"? Выполнение неких нехитрых операций, которые сами по себе не особо что представляют. Решить "хочу вот такой цветочек/коробочку/салфеточку", сделаю"его/её из того-то и того-то", для этого надо "Замешать/перемотать/купить/подобрать", а потом "слепить/наклеить/покрасить/связать" ну и т.д. Каждое действие само по себе на столько простое, что людьми опытными выполняется не задумываясь. Ну действительно, чего тут делать-то? А новичка, все это, вгоняет в ступор. Как можно понять что надо сделать, если этим не разу не занимался, либо занимался но не в таком размахе? Обычно когда встает вопрос "Как?" вопрошающий подразумевает некий шаблон действий, который людьми знающими, просто-на просто, не осознается.

Вывод из всего этого, потрясающе прост, не страдать фигней и идти к людям которые занимаются преподаванием в нужной сфере. Им пришлось во всем этом разобраться что бы знать, как это до нас донести )





Комментарии
19.08.2013 в 15:25

Denn du bist, was du isst.
Приходилось мне тут читать на днях книгу на тему общения с детьми. И вот там глава была посвящена именно тому явлению, которое можно назвать условно - "Я сам!" Как в рекламе детского питания: "Я сам!" Реклама - рекламой, но на деле такой период есть абсолютно у каждого ребенка - когда от него можно все чаще и чаще услышать категоричное заявление: "Я сам!" И лучшее, что может сделать родитель в этот момент - не мешать инициативе, не поправлять, не одергивать, даже если ребенок делает что-то неправильно. Когда малыш встает на ноги и делает первые шаги - нетвердые, явно кривые и некрасивые - мы все единодушно ему улыбаемся и подбадриваем. Но если ребенок в первый раз рисует лошадку, почему-то очень часто от посторонних людей можно услышать: "У лошадки так не бывает, вот тут надо так, а тут эдак". К счастью, от родителей мне такого никогда не приходилось слышать. Но прекрасно помню, как один мужик в электричке сунулся в мой детский рисунок и стал его критиковать, как на этом вашем сообществе "Критика нубских рисунков". Настроение было испорчено.
А разница-то в чем? Что первый шаг, что первый рисунок - это всегда инициатива. И если на нее решился, ее нужно поощрять, а не говорить "как надо".
Каждый ребенок начинает осваивать какие-то простейшие навыки вместе с родителями. И фокус в том, что чем больше навыков ребенок успешно попробовал вместе с родителями, тем больше он сможет в дальнейшем освоить самостоятельно. Если, конечно, у него не будут отбирать его священного права на "Я сам!"
В книжке была простая схема: круг внутри круга. Рисунок первый: внутренний круг это "Сам", внешний - "Вместе с родителями". Рисунок второй: круг того же диаметра, но теперь он весь - "Сам". То есть, как я и говорила - все, что опробовано с родителями, потом успешно выполняется самостоятельно.
То есть важно даже не то, чем человек в детстве увлекался или как много вещей он успел усвоить от родителей. Важно, чтобы его научили увлекаться, научили учиться и расширять свой круг "Я сам!". Научили проявлять инициативу. Если человек умеет учиться - он без труда возьмется за любую задачу. И оно действительно получится "как будто само". Но иногда, если тема сложная, нужно прибегнуть к помощи вышеозначенной схемы. Чтобы сначала "вместе с кем-то", а потом уже - "сам". И для большинства людей это работает.
Но, к сожалению, если инициатива задавлена еще в детстве, если мозг закостенел уже во взрослом возрасте (так тоже бывает, особенно когда уже за 50, хотя далеко не у всех), то даже это работает не всегда. Такие вот закостенелые тетушки у меня сидят на работе. Это те, которые умеют общаться с компьютером только по бумажке. Один раз их кто-то научил, они запомнили последовательность действий и, как автоматы, ей неукоснительно следуют. То есть это уже не "Сам" - это "По бумажке". Однако, любое непредвиденное событие вводит их в полнейший ступор. Любое случайно выскочившее окошко парализует их, аки лягушек перед глазами кобры. И даже если в окне будет написано: "Это просто окно. Нажмите "ОК" и работайте дальше." - ОНИ ЭТОГО НЕ СДЕЛАЮТ. Не сделают просто потому, что все пошло не по схеме, а они настолько не способны думать ВНЕ схемы, что мгновенно перестают читать, слышать и понимать. Они в панике зовут сисадмина.

Поэтому чтобы получалось "само" - надо проявлять инициативу и пытаться делать самостоятельно. Учителя нужны и важны, именно они могут заинтересовать, увлечь, показать пример. Но важно, чтобы человек верил в себя и в свою инициативу. Короче говоря, не забывал пресловутое: "Я сам!"
19.08.2013 в 15:49

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Дидро
Конечно.
А тётушки... Я сними лично не знакома, но подозреваю что там дело не столько в том, что они это не могут. А в том что не хотят и перекладывают ответственность. Ну и шаблоны у них другие не "забей в гугл и посмотри, что за фигня", а "позови того, кто разбирается" А в роли сисадмина у нас ты?)
К слову о шаблонах. У всех людей есть свой любимый набор просто у кого-то это "Я сам", а у кого-то "Не вылезай, инициатива напрягает инициатора" Причем есть места где работает и та и другая схема, надо просто не зацикливаться на ней. А вот это уже не все умеют. На самом деле даже не все замечают.
19.08.2013 в 16:07

Denn du bist, was du isst.
"Не может" в большинстве случаев означает "не хочет". А там уже идут глупые оправдания, типа: "Мне уже сколько лет, я этого не пойму!" А в это же время мой отец в предпенсионном возрасте пересел с кульмана на компьютер и стал инженерить на нем. И сейчас уже, когда его после пенсии выперли с работы, сумел устроиться на новую и там успешно разобраться с новой программой. Причем задача: "Начертить в автокаде монтажный узел для алюминиевого профиля" и "Научиться прикреплять к письму картинки" - они какбе несравнимы.
У отца, правда, была сильнейшая мотивация - не хотелось жить на одну пенсию.

Что касается сисадмина - то да, я за него. =)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail